Почему Великий Абай так важен для молодого поколения?

Почему Великий Абай так важен для молодого поколения?

Как мы уже знаем, Казахстан в этом году встречает большую дату — 175 лет со дня рождения Великого Абая. Президент РК Касым-Жомарт Токаев опубликовал статью «Абай и Казахстан в XXI веке».

Статья главы государства посвящена предстоящему 175-летию со дня рождения великого казахского поэта, мыслителя, общественного деятеля и значению его личности и наследия для современного общества: «В этой статье я хотел бы поделиться с общественностью мыслями об актуальности идей Абая для современности, о том, какие знания может получить наш народ из произведений поэта».

С полным текстом можно ознакомиться на сайте Акорды, а мы в нашем обзоре представляем вам основные выдержки из статьи, которые отвечают на важный вопрос современности: чему молодое поколение может научиться у великого Абая?

Во вступительной части К.-Ж. Токаев отмечает изменение парадигмы праздников: «Планируется организовать масштабные мероприятия на государственном и международном уровнях. Но все это проводится не для веселья, а для расширения нашего кругозора и духовного развития». По мнению автора статьи, «Абай Кунанбаев как мыслитель, поэт, просветитель, основатель новой литературы нации, переводчик, композитор, оставил неизгладимый след в истории страны. В его стихах и словах назидания были отражены бытие, жизнь, мировоззрение, характер, душа, религия, менталитет, язык, дух народа, а затем все это превратилось в уникальное явление — мир Абая».

В статье отмечена инициатива школьницы Ляйлим, которая запустила эстафету по чтению стихов Абая. В челлендже приняли участие самые известные в мире люди: актеры, музыканты, политики, руководители телевизионных компаний и т. д. «Это уважение к Абаю и эффективный способ воспитания подрастающего поколения. Я надеюсь, что в этом году, в год юбилея поэта, эта традиция будет возрождена», — выразил надежду автор статьи. Наверное, стоит ждать от молодежи новых культурных инициатив?

Об образовании, изучении языков и роли искусства.

Во второй части своей статьи «Пример национального бытия» К.-Ж. Токаев пишет, что «Абай от всей души желал, чтобы казахский народ неустанно учился и развивался».

Эти выводы очень актуальны и сейчас: «Наша задача — не только идти вперед, но и занять лидирующие позиции. Для этого прежде всего необходимо современное развитие образования. С этой целью была проделана большая работа, но нельзя не отметить, что есть и недостатки. Пути совершенствования образования я четко обозначил в предвыборной программе и на августовской конференции 2019 года».

Президент отметил важность принятия закона «О статусе педагога» — одну из заметных инициатив в этом направлении: «Это шаг к совершенствованию, получению качественного образования. Учителя играют важную роль в воспитании образованного и сознательного поколения. Поэтому государство должно поднять престиж профессии учителя и создать условия для спокойной плодотворной работы».

Автор статьи также напомнил, что «Абай призывал изучать иностранные языки. Поэтому для того, чтобы быть на передовой линии мирового развития, необходимо овладеть языками». Но тем не менее, в новых исторических условиях все мы должны обратить внимание на развитие и популяризацию казахского языка, повысить его статус. Кроме того, необходимо отдать предпочтение изучению английского языка: «Если подрастающее поколение, как сказал Абай, осваивает науку, уважает свой язык и при этом изучает другие языки, это двойное благополучие для нашей страны».

Чтобы отказаться от негативных стереотипов и привычек, поэт призывал народ изучать искусство. Он понимал, что это требование времени. Восходит к Абаю даже идея формирования интеллектуальной нации, о которой говорят сейчас. С каждым словом великий мыслитель стремился развивать национальное сознание.

«Большое наследие Абая послужит формированию нового качества казахской нации», — делает вывод автор статьи.

О политике

Во второй части статьи «Заинтересованность в делах государства» автор отмечает, что «в своих произведениях великий поэт возвысил единство народа, обозначил важность миролюбия».

Он выдвинул идею создания справедливого общества. Взгляды Абая очень ценны для казахстанского общества в ХХІ веке, для его благополучия. Принципы Хакима Абая гармонизированы с принципами цивилизованного государства:

  • верховенство закона,
  • прозрачность власти и
  • подотчетность власти перед народом на высоком уровне,
  • справедливость

Все это работает только в том случае, когда в государственных делах активно участвуют представители гражданского общества.

Продолжая идеи Абая К.-Ж. Токаев делится и размышлениями о своей концепции «народного государства»: «Она была предложена именно с целью развития справедливого общества. Конструктивный диалог между властью и обществом укрепит доверие к государству. Члены правительства, в том числе министры и акимы, должны учитывать предложения и пожелания граждан при принятии решений по вопросам государственного и общественного значения. Я считаю, что это одно из условий формирования справедливого общества, на которое указывает Абай».

Особые ожидания Президента возложены на Национальный совет общественного доверия, который был создан с целью совместного обсуждения и решения проблемных вопросов: «Для того, чтобы совет не носил формального характера, я специально встречался с его членами и внимательно следил за работой».

О человеке и его роли в новом обществе

«Подвижником нового общества» назвал автор великого мыслителя Абая в третьей части своей статьи.

Разница между богатыми и бедными, образованными и необразованными, городами и деревнями слишком увеличивается. Темпы этого процесса усиливаются… Города быстро растут и развиваются, а малые населенные пункты отстали. Ученые считают, что все это результат ослабления социальной ответственности.

«В каких случаях проявляется социальная ответственность?» — таким важным для государства вопросом задается Президент. Конечно, ответ не так прост. Но решение этого сложного вопроса он предлагает искать в формуле Абая «полный человек»: «Слово «полный человек» соответствует понятию «A man of integrity» на английском языке. Это характеристика тех, кто очень внимателен, уверен в себе, стремится к добру и созиданию. В этом смысле Абай объяснял это понятие уже в девятнадцатом веке».

Жизнь человека в целом состоит из различных отношений. А отношения в обязательном порядке вызывают взаимную ответственность. Эта ответственность нарушается в том случае, когда движимый эгоизмом индивид думает только о своей выгоде. Поэтому Абай сказал: «Ум, сила, сердце — держи равновесие, все это сделает тебя полноценным». Он обозначил, что помимо светлого ума и горячей энергии человек нуждается в открытом добром сердце. Эти три понятия он всегда рассматривает в единстве, но предыдущие два должны подчиняться сердцу. Это жизненная философия казахского народа.

Автор статьи предлагает пересмотреть формулировку Абая «полный человек», начать научные исследования в этом направлении: «Я считаю, что концепция «полный человек» в самом деле должна стать основной в любой сфере нашей жизни, системе управления государством и образования, бизнеса и институтов семьи».

Личность мировой культуры»

Именно так назвал в своей статье казахского ученого, политика, поэта, музыканта Президент К.-Ж. Токаев: «Абай — выдающийся казахский мудрец мирового уровня. Он подарил всему человечеству плоды разума».

Ученые, философы-религиоведы, давшие оценку духовному наследию Абая, уделяют особое внимание его понятию «Камиль-мусульманин». «Вы знаете, что в столице мы проводим традиционные съезды, объединяя все мировые религии. Между целью таких мероприятий и словами великого Абая есть глубокая взаимосвязь», — пишет автор статьи.

В статье также автор ставит амбициозные цели, которые помогут создать новый культурный бренд Казахстана: «Действительно, произведения мудрого поэта могут разносторонне обогатить духовную жизнь не только казахского народа, но и всего человечества. Содержание произведений Абая наполнено общечеловеческими ценностями. Его «Слова назидания» — общее сокровище народов мира. Мы должны добиться того, чтобы при упоминании Казахстана иностранцы сразу же называли имя Абая. Прежде всего мы должны пропагандировать Абая как культурный капитал нации. Поэтому Абай как бренд нового Казахстана необходимо широко презентовать мировому сообществу. Это священный долг нынешнего поколения».

Важность празднования юбилея

В этом году в честь 175-летия Абая на международном, республиканском и региональном уровнях будет организовано более 500 мероприятий.

В августе в городе Семей совместно с ЮНЕСКО пройдет международная научно-практическая конференция «Наследие Абая и мировая духовность». Также в октябре в городе Нур-Султан пройдет международная конференция на тему: «Абай и проблемы модернизации сознания». На этих собраниях будет всесторонне изучена личность и наследие Абая, открыта возможность использовать его творчество на благо нового Казахстана в XXI веке.

Один из важных проектов — перевод и издание произведений великого поэта на десять языков. В частности, произведения Абая переводятся на

  • английский,
  • арабский,
  • японский,
  • испанский,
  • итальянский,
  • китайский,
  • немецкий,
  • русский,
  • турецкий,
  • французский языки.

Будут сняты несколько документальных фильмов о жизни, наследии поэта, роли в развитии казахской культуры и телесериал «Абай».

Не осталась в стороне и сфера искусства. Будут организованы театральные постановки и музыкальные фестивали на республиканском и международном уровнях. В этом году конкурсы будут посвящены творчеству Абая. Государственная премия за лучшие произведения в области литературы и искусства теперь будет называться Государственной премией имени Абая.

Планируется создание «центров Абая» при посольствах Казахстана в России, Франции, Великобритании и других государствах. Эти культурные мероприятия необходимо организовывать, не допуская расточительства.

В населенном пункте Акшокы Восточно-Казахстанской области будет благоустроен некрополь династии Кунанбая Ускенбайулы.

Кроме того, считаю, что правительство должно принять следующие меры для популяризации личности Абая на высоком уровне.

Семейский регион — один из святых в истории Казахстана. Поэтому город Семей, имеющий особое место в духовном развитии страны, следует обозначить как исторический центр. Родина Абая и Шакарима, Мухтара Ауэзова должна быть в особом почете. В связи с этим мы будем комплексно развивать город в социально-экономическом плане, модернизировать объекты историко-культурного назначения в соответствии с новыми требованиями. Поручаю правительству принять соответствующие меры по этому вопросу.

В рамках юбилейного года необходимо благоустроить родной край Абая — знаменитый Жидебай, создать благоприятные условия для общественности, чтобы почтить память великого поэта.

Кроме того, особое внимание следует уделить государственному историко-культурному и литературно-мемориальному заповеднику-музею Абая «Жидебай-Борили» и превратить его в научно-познавательный центр.

В Жидебае необходимо построить новое здание «Наследие Абая», специально приспособленное для музея.

Нужно оказать поддержку журналу «Абай», который был основан в 1918 году Мухтаром Ауэзовым и Жусупбеком Аймауытовым и который заново начал издаваться с 1992 года.

Эти и другие масштабные мероприятия будут посвящены памяти великого Абая и популяризации его наследия.

«Я призываю всех казахстанцев принять активное участие в этой благородной инициативе», — обратился Касым-Жомарт Токаев ко всем гражданам РК в заключении своей статьи. — «Мечта Абая — мечта народа. Мы не должны остаться в стороне от исполнения народных мечтаний и желаний. Назидания Абая приведут новый Казахстан ХХІ века к новым высотам».

Обзор подготовлен Голубцовой Т. А.