«Не для забавы я слагаю стих…»

«Не для забавы я слагаю стих…»

или какие этнокультурные мероприятия, посвященные великому Абаю можно провести в университете.

или какие этнокультурные мероприятия, посвященные великому Абаю можно провести в университете.

10 августа 2020 года всё прогрессивное человечество готовится чествовать 175-летие со дня рождения казахского поэта, просветителя и философа, основоположника новой казахской национальной письменной литературы и казахского литературного языка Абая Кунанбаева (1845-1904).

В связи с этим нами подготовлен в помощь кураторам, школьным учителям и методистам сценарий этнокультурных мероприятий, посвящённых Великому Абаю, а возможно, что и сами студенты и старосты групп захотят провести мероприятия на факультетах, кафедрах или в студенческих общежитиях.

МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИКЛ УРОКОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА:
  • источники написания романа М. Ауэзова «Путь Абая»: «Мне приходилось из потускневшей памяти восстановить прошлое Абая…»;
  • абаеведение (научные исследования М. Ауэзова об Абае);
  • роман-эпопея «Путь Абая» — «подлинная энциклопедия всех многогранных сторон жизни и быта казахского народа во 2-й пол. XIX столетия»;
  • «Путь Абая» — многотрудная «Одиссея» казахской степи;
  • вопросы истории и экономики в романе «Путь Абая»;
  • этнические традиции и обычаи в романе «Путь Абая»;
  • народные характеры и образы в романе «Путь Абая».
ТВОРЧЕСКОЕ ЭССЕ ПО АФОРИЗМАМ АБАЯ:

«Помогай достойному»; «Человек — дитя твоего времени»; «Но если ты дурен, не обвиняй в этом своих современников»; «Плохой друг, как тень: в солнечный день беги — не убежишь, в пасмурный день ищи — не сыщешь…».

ВНЕУЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УСТНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ:

1 страница: «Путешествия по местам Абая».

2 страница: Викторина. «На исторической родине Абая» («Знаю ли я историческую эпоху, в которую жил Абай»).

Варианты задания:

1. «Кто?» (об исторических личностях — современниках Абая).

Пример: Кто был выдающимся деятелем казахской музыки, современником Абая?

Ответ: Курмангазы Сагырбаев (1806-1879); Махамбет Утемисов (казахский поэт, главный руководитель и летописец восстания 1836-1838 гг. в казахской степи).

2. «Найди правильный ответ». Задание составляется в виде теста, т. е. из трех предложенных вариантов ответов нужно выбрать один правильный.

3. «Что означают слова». В правой части листа выписываются слова, а в левой части нужно написать их значение. Для примера: просветитель, род тобыкты, бий, аул, дастархан, юрта, жатаки, шаншар, медресе и др.

4. Представьте, что вам поручено написать сценарий (пьесы, телепередачи, кинофильма) об Абае. Как у вас будет выглядеть историческая обстановка в Казахстане в середине XVIII столетия; какой бы вы хотели показать ее вашему зрителю?

ВЕЧЕР-ВОСПОМИНАНИЕ «ВЫСОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО АБАЯ»:

Я шел путями бытия,

С невеждами боролся я,

И вот я вышел на вершину…

1 страница: Юность Абая «Позабуду ли юность я…»

2 страница: Зрелость Абая.

3 страница: Мудрость Абая.

ВЕЧЕР-ПОРТРЕТ «МНОГОГРАННЫЙ ЛИК АБАЯ»:

Абай — акын (поэт).

Абай — просветитель (система образования Абая).

Абай — философ, мыслитель-гуманист.

КОНФЕРЕНЦИЯ.

1 вариант: «Абай об изучении русской культуры»:

Узнавай у русских доброе.

Узнавай, как работать и добывать честным трудом средства к жизни.

2 вариант: Конференция по книге Герольда Бельгера «Гете и Абай» (эссе): «Созвучие» (мотивы духовного созвучия, очевидной родственности муз, перекличка в судьбе, в поисках и порывах).

Издревле сладостный союз

Поэтов меж собой связует:

Они жрецы единых муз,

Единый пламень их волнует.

«СОКРАТОВСКИЕ БЕСЕДЫ».

1 вариант: «Назидания» Абая. Морально-этические вопросы в «Назиданиях»» (15, 17, 19, 23, 24, 26, 27, 30, 31, 36).

Примерные вопросы — афоризмы для обсуждения:

  • «Умножать ли мне знания?» (1); «Как приобрести знания?»
  • «Воля, сердце, разум спорили, кто из них важнее?» (17).
  • «Пусть человек послушается сердца» (17).
  • «Кто найдет добрый совет?»
  • «Человек создан царем всех живых творений» (27).

2 вариант: «К порывам юные сердца зову»: мудрые советы Абая нашему современнику (каким должен быть человек в молодости, жизни…).

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН.

Варианты:

«Не для забавы я слагаю стих…» (конкурс юных чтецов — исполнителей поэзии и прозы Абая).

«День литературных викторин» по произведениям Абая.

«День юных корреспондентов» (переводчиков): конкурсы на лучший перевод отрывков из произведений Абая (с казахского языка на русский и наоборот).

Мое слово у могилы Абая.

«КОНКУРСЫ ЮНЫХ ТАЛАНТОВ»:
  • Конкурс рисунков. 1. Как бы я оформил обложку книги, посвященную жизненному пути Абая, его поэтическому, музыкальному творчеству. 2. Как бы я оформил городскую афишу, приглашающую на вечер, посвященный Юбилею Абая; программу этого вечера; буклет, сделанный по страницам этого вечера; занавес на сцене. 3. «Казахская степь в поэтическом зеркале Абая». Выполни рисунки к стихотворениям Абая: «Лето», «Осень», «Ноябрь», «Зима», «Весна».
  • Музыкальный конкурс на лучшее музыкальное-вокальное исполнение песен Абая. Произведения: «Письмо Татьяны», «Привет тебе, красавица», «Ты — зрачок глаз моих».
КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО СОСТАВИТЕЛЯ КРОССВОРДА ИЛИ ЧАЙНВОРДА.

Темы:

  1. Топонимистический кроссворд (о местах в Казахстане, связанных с именем Абая);
  2. «По страницам произведения Абая»;
  3. «По страницам жизни Абая».
  4. Конкурс на лучшую стенгазету, на лучший литературно-исторический календарь к Юбилею Абая.
  5. «Айтыс» — конкурс молодых акынов.

ВЫСТАВКА «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ»: изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

ОФОРМЛЕНИЕ ЖУРНАЛА «ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ» (художественно-литературно-исторического, иллюстрированного).

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИГРЫ: «Ответь словами поэта» (конкурс на лучшего поэта, искусствоведа, культуролога; описать предложенную картину).

Примеры: Абылхан Кастеев. «Купленная невеста» (1938).

Наши девушки нежной цветут красотой.
Но ненадолго им дан душевный покой —
На прекрасной заре восемнадцати лет
Жизнь направит их суровой рукой…

(из стих. «Наши девушки нежной красой цветут…», 1884).

Айша Галимбаева. «Пиала кумыса» (1967).

Гости в юрту сошлись,
Бьет ключом из сабы кумыс.
Остроумие в их кругу
Возбуждает кумысный дух…

(из стих. «Лето», 1886).

Канафия Тельжанов. «Звуки домбры» (1958).

Красивой песней под струнный звон
Ты весь охвачен в ночной тиши.
Песни меня забирают в полон,
Люби их, как я, — от всей души!

(из стих. «Красивой песней под струнный звон…», 1897)

Канафия Тельжанов. «Охота с беркутом» (1965).

 У подножья горы — охотников сбор.
Всадник с беркутом скачет во весь опор.
Он сорвет клобучок у беркута с глаз -
Беркут крылья расправит, глядя в упор.
«Слишком низко мы скачем: уйдет лиса!»
Так, подумав, он взмоет к вершинам гор.

(из стих. «Всадник с беркутом скачет в ранних снегах…», 1862)

Абылхан Кастеев. «В школу» (1930).

В ученье не жалей труда -
И смелый, светлый путь тогда
Откроешь прозорливо!

(из стих. «В приютской школе много вас, казахские ребята…», 1886).

11. ЦИКЛ ВЕЧЕРОВ ИСКУССТВ. «АБАЙ И ИСКУССТВО»:

Творческие вечера-встречи с приглашением искусствоведа, музыковеда, художника.

АБАЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО:

Образ Абая в творчестве казахстанских живописцев;

Образ Абая в творчестве графиков Казахстана;

Образ Абая в скульптуре.

  • Е. Сидоркин. Серия иллюстраций к роману М. Ауэзова «Путь Абая» («Кунанбай», «Текежан»), «Джут», «Бабушка Ийе», «Песня Татьяны», «Тогжан», «У могилы»).
  • А. Рахманов. Иллюстрации к сборнику стихов А. Кунанбаева, «Лето» (линогравюра к стих. «Лето», «Джайлау»).
  • И. Исабаев. Офорт «Абай», линогравюра «Мухтар Ауэзов».
  • В. Григорьев. Иллюстрации к стихам Абая. Линогравюра к стих. Абая «Охота с беркутом на лисиц».
  • К. Ходжиков. Иллюстрации к стихам Абая, к роману М. Ауэзова «Путь Абая».
  • К. Каметов. «Качели» из серии «По мотивам стихов Абая».
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР «АБАЙ И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
  • Композиторская деятельность Абая.
  • Казахская народная песня в творчестве Абая. Первые песни «Птица души устремляется ввысь»; «Видел я, как рухнула береза».
  • «Собиратели» песен Абая: А. Затаевич, Б. Ерзакович, Л. Хамиди.
  • Песни Абая — органический сплав национальных культур, казахской и русской (в ауле Абая впервые на казахскую домбру натянули струны мандолины).
  • Философские суждения Абая о музыке (песне).
  • Философские суждения Абая о кюях.
  • А. Жубанов, Л. Хамиди. Либретто М. Ауэзова. Опера «Абай» — одно из классических произведений казахского оперного искусства.
ВЕЧЕР «АБАЙ И КИНОИСКУССТВО»: РОЛЬ ХУДОЖНИКА В КИНОИСКУССТВЕ

Творческая работа Айши Галимбаевой: эскизы декораций, костюмов к киносценарию М. Ауэзова «Песни Абая».

Участники — «историки», «эстетики», «культурологи», «искусствоведы», «музыковеды», «жырау».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ПО ТЕМАМ:

«Абай и живопись»; «Женские образы в поэзии и прозе Абая»; «Образ степи в творчестве Абая»; «Природа в поэзии Абая» и др.

ВИЗИТ В МАСТЕРСКУЮ ХУДОЖНИКА (скульптора, графика, создавшего образ Абая в данном виде искусства) или посещение музея искусств и написание эссе «Репортаж из мастерской художника…».

Автор-составитель: Л. Р. Золотарева,
искусствовед, профессор КарГУ им. Е. А. Букетова