Наш выпускник: Мастер графического искусства

Наш выпускник: Мастер графического искусства

Алексей Шапошев — наш выпускник. 3 января этого года ему исполнилось 35 лет. Профессионально-художественный факультет по специальности «Изобразительное искусство и черчение» он окончил 2007 году, то есть 13 лет назад. По окончании университета он прошел армейскую службу. Затем работал в стеклоцентре «Сургут». Работал со стеклом, его обработкой, витражами. Его интересовала работа с материалом.

А. Шапошев — член Объединения молодых художников ОО Творческий союз «Союз художников Караганды». Участие в выставочной деятельности началось с 2007 года, когда Алексей представил свою графическую работу «Взгляд в вечность» (бумага А3, гелиевая ручка).

Второй этап начался в Детской художественной школе № 1 г. Караганды. Он преподает скульптуру, графику, компьютерную графику, а также декоративно-прикладное искусство. Именно в этот период и началось его активное участие в выставках.

Персональная выставка 2019 года «Время» включила 33 работы. Это первая персональная выставка молодого художника. На ней он экспонирует все жанры авторской графики, которыми занимается с пристрастием: зарисовки, карикатуры, комиксы, миниатюры, большие тематические листы, хотя такое деление на жанры несколько условно. В своих зарисовках-этюдах, Алексей экспериментирует различные стилистические приемы. Карикатуры и комиксы — сюжетные жанры, поэтому здесь все от персонажей до композиционного воплощения, строится согласно конфликтности. В больших тематических листах А. Шапошев руководствуется исключительно своей фантазией. Фантазия у него очень богатая, это его мечта, интуиция. Он философствует, стремится к осмыслению категорий пространства и времени, соизмеряя с ними человека больше в духовном понимании, нежели в материальном.

Все работы выполнены тщательно и детально, что делает их заслуживающими доверия зрителя. Вместе с тем, его произведения ассоциативны, требуют внимательного и вдумчивого наблюдателя.

Для современного искусства характерен «игровой момент», не обошел его и молодой художник. Этот прием втягивает в художественное пространство. Наиболее интересное это интерпретировано в листе, посвященном памяти А. П. Билыка (Воспоминание. Памяти А. П. Билыка). Эта реминистенция, явление, наводящее на осознание истории Караганды и о Человеке творческом в ее контексте. Вот что рассказывает сам художник: «В год создания работы в ДХШ № 1 был мастер-арт и заявлена тема «Караганда зимой». Тогда в 2013 А. Билык создавал монумент «Женщинам-шахтерам». Эскиз памятника прошел 3 комиссии; работе скульптора благоприятствовало и мнение представителей официальной комиссии. Решался вопрос, где разместить такой памятник… Но А. П. Билык в 2015 году ушел из жизни. И о проекте «забыли». Я стал просматривать книги о Караганде, о Карлаге, нашел вырезки из газет об Анатолии Петровиче, его деятельности. Мне хотелось соединить в единое целое историю и современность. Календарь, например, — здесь я поместил статью о Билыке «Человек-легенда». Я нашел интересный прием — поместил свой автопортрет в объективе фотоаппарата. Я наблюдаю… А слева рука держит рамочку… Это я мечтаю о выставке, в экспозиции которой помещу эту свою работу… Долго мучился, но сделал».

Все фрагменты воспринимаются как целостное явление.

А. Шапошев. Воспоминание. Памяти А. П. Билыка. 2019
А. Шапошев. Воспоминание. Памяти А. П. Билыка. 2019

На вопрос о том, как складывался авторский стиль, Алексей ответил: «Под влиянием истории искусства, изучения рисунков Леонардо, графики Альбрехта Дюрера, Маурица Эшера (Временной отрезок сновидений Алисы. Зазеркалье. 2016). И еще: фантасмагории И. Босха, сюрреализм С. Дали и, конечно, мифы, легенды, библейские сказания. Несомненно, воздействие Рембрандта, его работа со светотенью…».

А. Шапошев. Временной отрезок сновидений Алисы. Зазеркалье. 2016
А. Шапошев. Временной отрезок сновидений Алисы. Зазеркалье. 2016

«Когда вы нам рассказывали об Айбеке Бегалине, его авторской «бегалиграфике», я уже тогда, будучи студентом, задумался о собственном творческом методе, композиции и технике… Мне важно внести миниатюру в композицию. Ведь мы видим то, что внутри рамы. А моя задача — донести для зрителя, что происходит «за рамой», показать другую реальность, соединить видимо и виртуальное, провести мостик между реальностью и вымыслом…».

На самом деле, это так и есть: творчество всегда выступает, как единство виртуальной и действительной компонент. Композиционный прием «картина в картине» или «изображение в изображении» позволяет художнику преумножать дополнительные смыслы. «Картина в картине» или «образ в образе» может сказать о многом: пояснить сюжет, выразить какую-либо идею, даже потаенную мысль художника, спрятанную в сюжете основной картины. Не случайно этот прием встречается в классической живописи еще с XVI века. Он помогает сделать картину более увлекательной, интересной.

Молодой художник вспоминает наши творческие семинары по Психологии художественного творчества. По его словам, эти занятия оказались для него особенно запоминающимися.

Вот так под воздействием истории искусства, философии, психологии творчества сложилась его авторская графика. Алексей Шапошев открывает в человеке его возможности: «Пока идет дождь… Чтобы увидеть, для этого не нужны глаза» — замечательная работа.

А. Шапошев. Пока идет дождь… Чтобы увидеть, для этого не нужны глаза. 2017
А. Шапошев. Пока идет дождь… Чтобы увидеть, для этого не нужны глаза. 2017

Над чем он сейчас размышляет и думает? Создать большой тематический лист, посвященный памяти А. Золотарева — градостроителя, инженера, архитектора.

Размышляя об Алексее Шапошеве, я вспоминаю и других своих ярких выпускников, дипломников, которые раскрыли свои возможности и свои страницы в изобразительном искусстве, культурологии, искусствоведении.

Л. Золотарева,
искусствовед, профессор КарГУ